Трое из Простоквашино

3

shizoid ninja написал 5 лет, 2 месяца назад - поделиться:

сказки на ночь спгс

Итак, неувядающая советская классика - «Трое из Простоквашино».
Переделано из поста на пикабу. Поверьте, там было намного глупее, чем у меня.
О чем же этот мультфильм на самом деле?

Начинается история незатейливо – некий мальчик, спускается по лестнице и жует бутерброд с колбасой. Прямо на лестнице мальчик знакомится с котом, «живущим на чердаке», «который ремонтируют». Запомним эти ключевые слова, они очень важны для понимания сути происходящего, мы вернемся к ним позже.

Разговор мальчика с котом сам по себе не является чем-то необычным длямультфильмов, хотя как правило звери разговаривают в них друг с другом, а не с людьми. Но исключений полно – например русские народные сказки, в которых орудуют говорящие лягушки, зайцы и медведи. Но этот мультфильм совсем не сказка, в чем мы скоро убедимся.

Из диалога с котом выясняется забавная вещь – мальчика зовут «дядя Федор», что заставляет зрителя задуматься над вопросом – почему маленького с виду мальчика зовут так по-взрослому –«дядя»? И если он дядя, то где его племянник?
Дядя Федор живет с мамой и с папой, никаких упоминаний о других родственниках, в особенности о племяннике. Тогда к чему эта абсолютна лишняя приставка? Ведь если на стене висит ружье, оно должно выстрелить.

Дядя Федор приводит нового друга –кота с «ремонтирующегося чердака» домой. Родители не одобряют поведения сына, и дядя Федор пускается в бега. Таких мальчиков-беспризорников в Советском Союзе умело разыскивали правоохранительные органы и немедленно ставили на учет, иногда психиатрический. Странно, но родители дяди Федора не торопятся обращаться в милицию, что ставит перед нами новую загадку, почему они этого не делают?

Тем временем дядя Федор с новым другом котом Матроскиным прибывают в деревню «Простоквашино». Почему мальчик выбрал именно этот населенный пункт? Случайность ли это или осознанный шаг? Мы скоро получим ответ на этот вопрос, но сначала разберемся, что представляет из себя эта деревня.

«Простоквашино» является странным и я бы сказал пугающим местом. В деревне никто не живет – не слышно рева коров, кукарекания петухов и прочих присущих советским деревням звуков. Все ее жители внезапно покинули деревню, перебравшись «за реку». Взглянем на этот кадр – вот куда перебрались жители Простоквашино. Оставив теплые дома с печками «в пол-кухни», огороды, хозяйство, они собрались и в спешке покинули деревню, предпочтя частным домам сомнительное удовольствие проживания в типовых многоэтажках на островке на самой середине реки.

Картина острова также не радует - дядя Федор видит только серые панельные дома, сгрудившиеся на клочке суши. Нет моста или паромной переправы, соединяющей новое жилье беженцев Простоквашина с материком. Но жители деревеньки, похоже, пошли на этот шаг не задумываясь. Что могло согнать их с привычной земли?

Более того, один дом снабжен приветливой надписью «живите кто хотите». Зачем кому-то оставлять приглашение? Так ли просто Простоквашино?
Такие деревни и городки широко описаны в литературе, особенно в произведениях Стивена Кинга и Лавкрафта. Почему «Простоквашино» никогда не ставили в один ряд с жуткими американскими городками, в которых вершилось зло? Я полагаю, что речь идет о советской цензуре, из-за которой пришлось рассказывать эту историю так, как она рассказана.

В деревне Дядя Федор обретает нового друга – пса Шарика, вот теперь их «Трое из Простоквашино». Шарик тоже разговаривает на русском языке и дядя Федор отлично его понимает. По-прежнему зритель не получает ответа – так сказка это или нет? Нормально ли животным разговаривать с людьми?

В этот момент зритель узнает, что деревня не совсем пуста. Один человек в ней все-таки живет. Это – сотрудник почты. В полностью безлюдной деревне, в которой свершилось какое-то большое зло, напугавшее жителей, полностью отсутствуют органы советской власти. Нет сельсовета, нет участкового. Есть только Печкин, работающий на почте в деревне, где почту разносить просто некому. В деревне нет подписчиков журналов и получателей писем, не осталось в ней и пенсионеров, которые могли бы прийти за пенсией.

Возникает резонный вопрос - на самом ли деле Печкин почтальон? Беженец ли он, как и дядя Федор или хранитель проклятого места?

Печкин здоровается с дядей Федором. Вся «троица» здоровается с ним – но артикуляция губ в этом моменте показывает, что говорят все трое разные вещи, а уж никак не «спасибо». Что именно они говорят, любой интересующийся может легко узнать сам, пересмотрев этот момент несколько раз.

Но Печкин похоже не видит никого, кроме дяди Федора, не правда ли странно? Это еще один маленький штришок, приближающий нас к пониманию происходящего.

Первый вопрос от вновь прибывших в адрес Печкина очень характерен:

  • Вы не из милиции случайно?

Вновь прибывшая компания взволнована исключительно этим, очевидно интерес со стороны правоохранительных органов им совсем ни к чему, хотя казалось бы – чего опасаться коту или псу. Это очень многозначительный факт, дополняющий нежелание родителей дяди Федора обращаться в милицию с заявлением о пропаже ребенка.

Успокоившийся фактом принадлежности Печкина к «Почте», дядя Федор сообщает о своем желании выписывать журнал «Мурзилка», очевидно пренебрегая перспективой получить свежий номер через несколько лет или не получить его никогда, что еще более вероятно. Дядя Федор говорит то, что мог бы говорит любой маленький мальчик его возраста, но искренен ли он? Не пытается ли он запутать Печкина?

И тут мы возвращаемся к волнующему нас вопросу – почему дядя Федор, пустившись в бега, направился именно в «Простоквашино». Доводилось ли ему тут бывать раньше? Конечно же ответ - да.

Несмотря на то, что кроме Печкина в деревне никто не живет, дядя Федор дожидается ночи. Вот его истинная цель и зритель конечно же не остается разочарован.

Безошибочно ориентируясь в полной темноте, дядя Федор отправляется в чащу леса и там, руководствуясь только ему приметными ориентирами и звериным чутьем, в считанные минуты откапывает здоровенный сундук. Дядя Федор придумывает этому нелепые объяснения – коту и псу он говорит, что это «клад», попавшемуся на обратном пути Печкину он заявляет, что в сундуке грибы. Даже школьнику младших классов, читавшему Тома Сойера и «Остров сокровищ» Стивенсона, известно, что клады ищут совсем не так, как это сделал дядя Федор. Дядя Федор знал, что делал и руководствовался четким и ясным расчетом.

Что же в сундуке на самом деле? Ценности, оставленные в прошлый побег? Маленькие приятные сердцу безделушки, спрятанные от чужих глаз? Возможно, но это только лишь одна часть отгадки.

Как оказался Печкин ночью в лесу? Он гоняется за маленьким галчонком. Судя по разговору, галчонок серьезно болен, и Печкин предполагает его «сдать в поликлинику, для опытов». Эта фраза ничего кроме улыбки вызвать не может. Никакой поликлиники рядом нет и быть не может. Коллекционная монета - вещь ценная, но побежали бы вы в ночь за маленькой птичкой ради неё? Похоже, не один "мальчик" имеет свои "особые" предметы.

Дядя Федор при слове «поликлиника» не удивляется и заявляет, что «вылечит галчонка и научит разговаривать». Никаких сомнений в болезни галчонка у дяди Федора нет. И в этот самый момент мы получаем неожиданный ответ на вопрос – сказка ли то, что разворачивается перед нашими глазами или нет? Конечно же, нет. Будучи в сказке, галчонок бы уже умел разговаривать, как Тотошка и ворона Кагги-Карр в Волшебной стране. Но галчонок не умеет.

Печкин после беседы с дядей Федором крутит пальцем у виска. Печкин понимает, что мальчик психически нездоров. Чья бы корова, собственно.

И мы понимаем, что подобно галчонку не умеют разговаривать и кот Матроскин и пес Шарик. Их голоса просто звучат в голове у дяди Федора, с ними он общается как с реальными друзьями. И вот тут становится по-настоящему страшно. Дядя Федор серьезно и, возможно, неизлечимо болен. Период ремиссии его психического заболевания завершился в самом начале фильма, когда появился кот, живущий на «чердаке». «С чердаком не в порядке», и появляется вторая личность – кот Матроскин. То ли в тот день дядя Федор забыл принять таблетки, то ли сделать укол, но он пошел в разнос. «Чердаку» требуется серьезный «ремонт», но дядя Федор в тот момент не понимает этого и бежит, бежит подальше от дома. Понимает ли он свою болезнь? Возможно, косвенно.

Дядя Федор написал в прощальной записке «я вас очень люблю». «Но и животных я очень люблю», - впрочем приписал он тогда, давая понять, что он уже не один. Писать прямо дядя Федор не хочет, хотя прекрасно знает, что в милицию родители обращаться не станут.

А родители дяди Федора не скрываясь обсуждают его наклонности и паззл понемногу обретает законченность. Папа говорит, что дядя Федор хотел бы, чтобы «приятелей дома целый мешок». Мама Федора не считает, что надо махнуть рукой на психическое заболевание сына. Она опасается за свою жизнь и горько говорит «тогда родители пропадать начнут». В разговоре нет однозначной уверенности, надо ли искать сына. Мама Федора заходится в истерике, она убеждает мужа, что мальчика надо найти, пока он не натворил дел.

Папа соглашается. Естественно, обращение в милицию не вариант - в этом случае можно сесть надолго, поэтому родители Федора решают опубликовать «заметку в газете». И ее текст рассказывает нам о многом. В заметке мы видим фотографию и рост –метр двадцать. Возраст не указан, и тут мы понимаем, что это неслучайно. Дядя Федор просто выглядит не слишком взросло, но так ли это? Он самостоятелен не по годам. Он многое умеет. Его сознание плавно размазано в категориях "ребенок-взрослый".

Заметка о розыске не проходит незамеченной и попадается на глаза Печкину, который, видимо, просматривает криминальные разделы и милицейские ориентировки. Увидев в газете фото, Печкин понимает, что надо «сдать» пацана. То ли подозревая,что в сундуке дяди Федора было что-то пугающее, то ли рассудив о психическом здоровье Федора, Печкин решает, что тот слишком опасен, чтобы его шантажировать. И лучше взять велосипед, чем оказаться в сундуке.

Правда, становится непонятна сцена с галчонком. С чего вдруг Печкин так отреагировал на дробящееся эхо, повторяющее его слова? Если галчонок - часть компании, то Печкин не услышит голос якобы научившейся говорить птицы. Но он слышит. И мы слышим. Печкин слишком поздно понимает, что он знает о дяде Федоре больше, чем объявление в газете. "Кто там? - Да никто!" - вот эта фраза уже похожа на правду.

"Троица" покупает корову. Корова не разговаривает. Чем она хуже других зверей, почему бы и ей не заговорить? Может, наконец-то, корова это и правда корова? Может быть. Но теория про "исключительность" Шарика, Матроскина и Галчонка находит новое подтверждение.

А болезнь дяди Федора тем временем прогрессирует. Чего стоит письмо, которое он пишет своим родителям от имени всех персонажей своей тройственной личности. Начинает он трогательное письмо сам, но довольно быстро его рукой овладевает вторая личность – кот, затем пес. Начав письмо с позитива, Федор вдруг подсознательно пишет правду – «а здоровье мое…не очень». С этого момента звериное начало его мозга уже не отпускает Федора, все, что ему удается написать это «ваш сын» и все-таки концовка смазана - «дядя Шарик».

Родители Федора в шоке.

Они прекрасно понимают, чем грозит им обострение сына. Поочередно они теряют сознание от ужаса, а затем мама с надеждой спрашивает: «Может быть мы с ума сошли?». Папа не поддерживает ее, сухо отвечая, что «с ума поодиночке сходят». И в этот момент оба прекрасно знают, о ком идет речь. Теперь знаете и вы.

А Федор уже в кровати с градусником подмышкой.

Визуально кажется, что у него что-то простенькое – типа менингита. Но важнее то, как выглядит вся сценка. Дядя Федор безучастно лежит и смотрит на спор своих "друзей". Он уже не главный.
Очень кстати появляются родители, которые вытаскивают сына, находя общий язык со всеми тремя. Печкин получает свой велосипед, а две звериные личности сознания дяди Федора остаются в деревне и не едут с ним, отчего зритель пребывает в робкой надежде, что болезнь отступила и Федор справился с самим собой.

Заключение. Теперь подумаем, насколько глубоко нужно копать, чтобы добыть "клад". Простоквашино - заброшенная деревня? Или небольшой мирок эскапизма и побега Федора? Печкин - одинокий беглец или хранитель рассудка, который связался с родителями с просьбой о помощи? Сундук - "схрон с тушенкой" или обрывки воспоминаний, маленькие обгоревшие куски прошлого? Мы не можем ответить. Мы ведь видим все через голубые глаза дяди Федора.

4 комментария

Луис Корвалан написал 5 лет, 2 месяца назад, #16517

Луис Корвалан

Ну прикольно че, я не знаю правда какую часть ты спиздил так что не скажу ничего.
Но вообще подомная фигня довольная старая, типо разобрать десткое что-то. Про винни пуха было точно и пространственные аномалии.
Может мне чето такое написать, не знаю.

0

shizoid ninja написал 5 лет, 2 месяца назад, #16518

shizoid ninja

http://pikabu.ru/story/troe_iz_prostokvashino__zhutkaya_iznanka_sovetskoy_klassiki_1052520
Можешь от нечего делать прочитать оригинал. Объем текста чуть больше.
Я читал про Алладина и ещё пару зарубежных мультов. Да, идея не новая.
Можно. Жанр благодатный.

0

vs_kot написал 5 лет, 2 месяца назад, #16535

vs_kot

/m/upload/1659a98dd4.jpg

0

stepler написал 5 лет, 2 месяца назад, #16546 ответ на #16535

stepler

Он слушает Дядю Бибера.

0

Я тебя не знаю.

Добавлять комментарии разрешено только авторизованным пользователям.

comments powered by Disqus